Студенты НИЯУ МИФИ на летней практике в Европейском Центре Ядерных Исследований (ЦЕРН)
Национальный Исследовательский Ядерный Университет (МИФИ) тесно взаимодействует с международными научными организациями. Одним из таких примеров является долголетнее сотрудничество с Европейским Центром Ядерных Исследований CERN. Ежегодно студенты МИФИ принимают участие в программах CERN, и 2014-ый год не стал исключением. В этом году три студента провели свою летнюю практику, работая в крупнейшей коллаборации физиков высоких энергий, расположенной на границе Швейцарии и Франции. Их поездке предшествовала интенсивная работа в институте - ведь только сильнейшим студентам дается возможность представлять наш институт здесь, в прямом смысле на самом передовом крае науки. Мы попросили рассказать о своем путешествии в CERN Светлану Вдовкину (Т08-40), Никиту Беляева (Т10-40) и Даниила Пономаренко (Т02-40М).
Никита, Светлана и Даниил в главной аудитории CERN, где проходили лекции для студентов (слева). Светлана и Никита перед главным входом в CERN (справа).
Светлана
В этом году году я ездила в летнюю школу для студентов, организованную CERN. Каждый год студенты кафедры 40 «Физики элементарных частиц» принимают участие в этой программе. Это было мое первое посещение CERN и международной организации в целом. Я работаю в группе, которая занимается анализом данных эксперимента ATLAS. Множество теорий физики частиц вне Стандартной модели предсказывают различные типы стабильных экзотических объектов. Некоторые из них предсказывают существование магнитных монополей, другие - Q-ball-ов. Все эти гипотетические объекты в детекторах проявляют себя как сильноионизирующие частицы с зарядом >1e. Наблюдение стабильных сильноионизирующих частиц с электрическим зарядом больше элементарного (e) может быть проявлением физики за гранью Стандартной модели. Наша группа ведёт интенсивный поиск как раз таких частиц. Во время своей летней практики я исследовала переменные, которые могут быть использованы для отделения Q-ball-ов от мюонов, проходящих близко к электромагнитному или адронному ливню. Это исследование - продолжение моей научно-исследовательской работы в МИФИ под руководством доц. Булекова О.В.
Светлана с другими студентами выполняет лабораторную работу по поиску треков космических частиц.
Я получила неоценимый опыт работы в международной организации, познакомилась с интересными людьми, узнала много нового об образовательном процессе в других странах. Непередаваемая атмосфера науки и дружбы надолго запомнится от этой поездки.
Самыми интересными событиями за летнюю школу, конечно, были экскурсии внутрь Большого адронного коллайдера. Кроме огромных детекторов ATLAS и CMS, мне удалось заглянуть внутрь сверхпроводящего магнита LHC и даже вместе с другими студентами собрать прототип детектора элементарных частиц (камеру Вильсона). Огромная, сложная, но безупречно организованная научная коллаборация всего мира действительно впечатляет! Здесь, в летней школе, нет места для скуки, все люди здесь - удивительные. Я не забуду веселых приключений, случившихся за два этих летних месяца.
Даниил
Вопроса участвовать или нет не возникло. Мои знакомые (студенты со старших курсов) уже участвовали в этой программе и рассказывали мне о ней. Как только представилась возможность провести лето, не побоюсь этого слова, в святом для всех физиков месте, я согласился без колебаний. Моя научная работа в бакалавриате была посвящена моделированию электромагнитного ливня в калориметре с использованием Geant4. Диплом магистра будет посвящён обработке данных с эксперимента ALICE, а именно исследованию pi0-адронных азимутальных корреляций. В летней школе мне предложили продолжить работать в том же направлении. Считаю, что этот проект очень интересный. Результаты данного анализа помогут лучше понять свойства сильно взаимодействующей ядерной материи в состоянии деконфайнмента (фазового перехода, "освобождающего" кварки и глюоны). CERN удивительное место. Здесь собраны увлечённые люди, одни из лучших в своём деле. Профессора со всего мира читали нам лекции по физике элементарных частиц, включающие как теоретические, так и экспериментальные направления. В CERN созданы все условия для успешной работы. Даже в местном ресторане, где сквозь стеклянные стены открывается вид на Монблан, научные дискуссии не утихали. Наконец-то я вживую увидел модули детектора PHOS, разрабатываемого и поддерживаемого командой Курчатовского института. Кроме того, мне представилась возможность побывать в непосредственной близости от детекторов CMS и ATLAS. То, что я тут увидел, полностью оправдало все мои ожидания.
Даниил на лекции в главной аудитории.
В течение этой программы я нашёл много новых друзей. С ними мы ездили в ближайшие города, покоряли горы, купались в Женевском озере и многое многое другое. Мы принимали активное участие в мероприятиях, проводимых для студентов: тренинги по программированию, демонстрационные лабораторные работы и т.д. Я запомню общение с людьми: эту дружескую атмосферу в кругу удивительных людей со всего света, дух передовых исследований на границе научного фронта.
Никита
Моя первая исследовательская работа, связанная с CERN, началась осенью 2012-ого года, когда я познакомился со своим будущим научным руководителем Р.В. Конопличем. Исследования проводились в рамках коллаборации ATLAS и были посвящены изучению свойств бозона Хиггса. Физикой высоких энергий я интересовался давно, и моя работа быстро меня увлекла. Летом 2013-ого года я был приглашён в CERN для участия в летней школе, чему я безумно обрадовался, так как давно мечтал об этом. Мне представилась возможность работать с лучшими в мире специалистами в области физики высоких энергий, собственными глазами увидеть детекторы ATLAS, CMS и LHCb, а в свободное время посетить красивейшие места Швейцарии и Франции. В рамках летней школы моя научная работа была посвящена моделированию процессов для коллайдеров TLEP и LEP3, которые в настоящий момент рассматриваются как будущая альтернатива Большому адронному коллайдеру (БАК) сразу после завершения его исследовательской программы. Данные коллайдеры будут работать на высокоэнергетических электрон-позитронных пучках, что позволит крайне детально изучить свойства нового скалярного бозона, об открытии которого на БАК было объявлено летом 2012 года.
Никита на фоне детектора ATLAS во время цикла экскурсий, организованных для студентов.
В этом году я приступил к выполнению квалификационной задачи в ATLAS, успешное завершение которой позволит мне считаться полноправным участником коллаборации. Цель моей работы заключается в разработке и поддержке TRT PID tool – программного инструмента для идентификации электронов в детекторе переходного излучения.
Во время летней школы было организовано огромное количество интересных мероприятий, лекций и экскурсий. Особенно мне запомнилось занятие в лаборатории, в ходе которого студенты собственными руками собирали миниатюрные камеры Вильсона. Было очень интересно наблюдать за тем, как частицы космических лучей, распадаясь или пролетая сквозь камеру, оставляют в ней треки. Кроме того, конструкция этой камеры была очень простой, что позволило впоследствии собрать похожую камеру дома в России и устраивать на ней мини-эксперименты.
текст составил Краснопевцев Д.В.
Читать новость в газете Инженер-физик
.20.08.2014