Новая эра астрофизики. Открытие гравитационных волн.

Сегодня, 11 февраля 2016 года, коллаборации LIGO и VIRGO предоставили результаты (статья), подтверждающие существование гравитационных волн – искажений пространства-времени, предсказанных ещё Эйнштейном в 1916 году.

Косвенные подтверждения появлялись раньше – ещё в 1974 году, когда Джозеф Тейлор и Рассел Халс наблюдали изменение орбиты пульсара, вращающегося  вокруг нейтронной звезды, но прямых доказательств у учёных не было. Но 14 сентября 2015 года коллаборация LIGO (Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory) зарегистрировала сигналы с частотой от 35 до 250 Гц (запись их звучания можно прослушать здесь) и с относительной максимальной амплитудой 10-21.  Статистическая значимость события 5.1 сигма.

Гравитационные волны возникли в результате столкновения (Рис.1) двух чёрных дыр 1.3 миллиарда лет назад: по предположениям учёных, они находились на расстоянии 410+-170 мегапарсек от Земли и обладали массами примерно 36 и 29 солнечных масс. Результирующая чёрная дыра обладает массой в 62 солнечные массы. Подобные результаты так же доказали возможность существования системы чёрных дыр, что ранее не было подтверждено экспериментально.

Рис. 1 Схема столкновения чёрных дыр и образования гравитационных волн [ref]

«Это действительно рассвет новой эры», - утверждает Манси Касливал, сотрудник обсерваторий Карнеги.

Поздравляем коллег и желаем новых интересных открытий!

11.02.2016