Интервью с выпускниками кафедры №40: часть 1
Абитуриенты нашей кафедры часто задают вопросы о том, чем заниматься после её окончания? В какой области можно будет приложить свои знания?
Чтобы подробно ответить на этот вопрос, мы запускаем серию интервью с нашими выпускниками: теми, кто нашёл себя в науке или в других областях.
Сегодня мы поговорили с еще недавно аспирантом МИФИ, а теперь к.ф.-м.н., сотрудником Университета Науки и Технологии Китая Димитрием Краснопевцевым.
Почему именно физика элементарных частиц?
Физика элементарных частиц находится во всех смыслах на острие копья, представляющего человеческое стремление познать мир. Это относительно новый раздел науки, но при этом многие открытия за последние десятилетия были сделаны именно в этой области. Быть в команде людей, занимающихся поиском ответов на фундаментальные вопросы о нашей Вселенной - это безумно интересно.
Конечно, все эти мысли о физике пришли ко мне не сразу. В школьные годы наибольшее влияние при выборе будущей профессии на меня оказали мой дед Краснопевцев Вячеслав Васильевич (ученый в области физики твердого тела) и учитель по физике Устюгина Галина Павловна. Когда речь зашла о выборе вуза, то здесь я прислушался к совету моего дяди Климентова Алексея Анатольевича, который в свое время также окончил МИФИ.
Как вы оцениваете образование, полученное в МИФИ?
Я думаю, что образование, которое я получил в МИФИ, произвело революцию в моей голове. Я имею в виду то, как вдруг ты становишься одним из посвященных в самые загадочные сферы человеческого знания. Конечно, каждому возрасту соответствуют свои открытия, и я считаю, это важно, когда создаются условия, позволяющие продолжать развиваться. Это во многом зависит от преподавателей и мне посчастливилось учиться в МИФИ у людей, любящих свою профессию и умеющих заинтересовать своим предметом. Особенно хочу отметить коллектив кафедры 40. Здесь, мне кажется, удалось сохранить необходимый механизм преемственности поколений, который так важен в науке.
Считаете ли вы аспирантуру МИФИ сильной по сравнению известными вам международными университетами?
Я думаю, за последние 5-10 лет уровень аспирантского образования сильно вырос. Так получилось, что я попал на несколько экспериментальный период, когда менялись требования к промежуточной отчетности по диссертационной работе, количеству лет в аспирантуре и набору обязательных предметов. Проходить обучение и делать научную работу в такой момент было непросто. С другой стороны, как мне кажется, все эти изменения были направлены на улучшение и модернизацию аспирантуры. Поэтому я рад, что этот период начался во время моего обучения. Хотелось бы отметить положительную тенденцию с точки зрения финансовой поддержки молодых ученых. Надеюсь, это инициатива будет расширяться и приведет, в том числе, к созданию PostDoc позиций внутри МИФИ.
Какие цели вы преследовали, выбирая зарубежный вуз, и почему именно Китай?
Я думаю, это во многом желание получить новый опыт, такой как работа в зарубежном вузе и полностью в иностранной группе. На самом деле, я люблю и считаю необходимым время от времени помещать себя в стрессовую ситуацию, такую как, например, смена коллектива или даже страны. Это способствует росту знаний и навыков. Были и другие причины, связанные с желанием продолжить свою работу на Большом адронном коллайдере (БАК), при этом ограничить количество переездов с места на место в течение года.
В моем случае все происходило довольно стремительно. Я начал подавать заявки на позиции постдока еще за несколько месяцев до защиты своей кандидатской диссертации. Это довольно распространенная практика в мире, позволяющая сразу после получения степени перейти на новое место работы. Во время научной работы в аспирантуре МИФИ у меня были китайские коллеги и, когда я узнал от них, что в одном из китайских вузов открылась позиция, то сразу отправил туда своё CV. В общей сложности я отправил документы на 4 позиции в разных университеты мира. Собеседования проходили почти одновременно. Например, только на одну позицию в случае Китая, таких собеседований было три: с будущим научным руководителем, потом презентация для научной группы и в конце заключительный разговор с главой подразделения. В двух местах я в итоге получил предложение (фактически в трёх, но в последнем потом закрыли финансирование). Я выбрал Университет Науки и Технологии Китая (University of Science and Technology of China или USTC) и сейчас доволен этим выбором.
Расскажите, пожалуйста, подробнее про свой нынешний университет и научную работу?
USTC - это один из лучших научных университетов Китая, сейчас он занимает 93 место в рейтинге всех университетов мира “World University Rankings 2019”. В этом году USTC исполнилось 60 лет. Я работаю на кафедре «Элементарные частицы» и моя научная работа связана с экспериментом ATLAS на БАК. Большую часть времени я провожу непосредственно рядом с БАК, работая в ЦЕРН. Таким образом, радикально я не поменял научное направление, но теперь я занимаюсь исследованием редких каналов рождения Хиггс бозона и поиском темной материи. Для сравнения, темой моей диссертации было исследование ассоциированного рождения Z-бозона и фотонов и поиск отклонений от Стандартной модели. Изменились и задачи, касающиеся поддержки работы систем эксперимента ATLAS (это обязательная ответственность любого участника в коллаборации). Раньше я работал под началом моего научного руководителя проф. Анатолия Самсоновича Романюка в группе, поддерживающей работу Трекового детектора переходного излучения (Transition Radiation Tracker, TRT). Этот детектор регистрирует треки заряженных частиц и вносит вклад в идентификацию электронов в эксперименте ATLAS. Он создавался на кафедре 40 в МИФИ под руководством проф. Бориса Анатольевича Долгошеина. Теперь же я перешел в группу по поддержке системы, отвечающей за детектирование мюонов (камеры с резистивными пластинами, Resistive Plate Chambers или RPC). Если говорить языком координат, то в этом направлении я отдалился от точки столкновения протонных пучков в эксперименте ATLAS – мюонный спектрометр самый крайний детектор на эксперименте.
В нынешней группе, по моим подсчетам, примерно в два раза больше человек, чем было в ATLAS группе МИФИ. Большинство моих коллег китайцы, но USTC сейчас начал крупную кампанию по привлечению иностранных постдоков. Я попал как раз в этот момент. С одной стороны, быть одним из первых бывает сложно, но зато в такой ситуации всегда открывается больше возможностей.
Есть что-то, что вас поразило в китайском университете?
Я успел побывать еще в одном университете, кроме USTC, где я выступал с семинарским докладом. Это был университет в Шанхае (Shanghai Jiao Tong University). В обоих случаях меня поразила величина учебного кампуса. Каждый университет - это как отдельный небольшой городок со своими магазинам, спортивными комплексами, общежитиями для студентов и преподавателей. В общем, чтобы обойти по периметру такой университет, потребуется часа 3.
Пересекаетесь ли вы со своими коллегами из МИФИ во время вашей работы в ЦЕРН?
Пересекаюсь, и много. Прежде всего, в коллаборации ATLAS заведено так, что если человек меняет институт, но остается в эксперименте, то его будут просить завершить проект, в котором за ним есть закрепленные обязанности. На момент перехода я был одним из редакторов статьи, посвященной исследованию рождения нейтральных бозонов в протонных столкновениях при энергии 13 ТэВ на эксперименте ATLAS. Вторым редактором был мой коллега из МИФИ Евгений Солдатов. В итоге я продолжил эту работу, и буквально на днях статья была принята журналом. Кроме этого, сейчас я тесно сотрудничаю с группой ATLAS TRT в области улучшения точности определения импульса мюонов за счет оптимизации реконструкции треков в TRT. Это важная задача для исследования таких распадов, как Хиггс в два мюона.
Какие у вас планы на будущее? Есть ли ли желание вернуться в Россию?
У меня в планах продвинуться в исследованиях, где я сейчас задействован. Сразу после перехода в другой институт был момент, когда пришлось довольно быстро изучать устройство нового детектора, а также некоторые новые для меня техники физического анализа. Сейчас мне кажется, я накопил достаточно знаний, чтобы сделать прогресс в исследованиях.
Хочется в будущем принять участие в налаживании отношений между МИФИ и USTC. Возможно, в организации совместной конференции или семинарских занятий. Я думаю, это может быть полезным для обеих сторон.
Свой отъезд я не рассматриваю как что-то окончательное и, быть может, моя следующая работа приведет меня обратно в Россию.
Что вы можете посоветовать нашим студентам?
Часто говорят, что надо постоянно искать возможности. Я с этим совершенно согласен, но иногда один только поиск не дает нужных результатов. Если где-то для вас нет вакансии или позиции, это не повод остановиться. И поэтому я хочу на своем опыте рекомендовать не только искать, но и участвовать в создании этих возможностей.
07.12.2018